Blog

Как я создала онлайн-школу СММ удаленки — честная история запуска

Как я создала онлайн-школу СММ удаленки — честная история запуска

Тема школы — КАК НАЙТИ УДАЛЕННУЮ РАБОТУ В СММ БЕЗ ОПЫТА С НУЛЯ (интенсив на 14 дней для желающих с нуля начать зарабатывать онлайн — чисто прикладные необходимые навыки плюс действенный метод получения заказов).

Что у меня было для запуска онлайн-курса:

  • экспертность в теме и 12 лет опыта
  • нулевая известность в соцсетях
  • желание признания и узнаваемости
  • хотелось легко создать новый способ дохода
  • потребность делиться, отдавать, помогать и быть полезной
  • желание продавать больше услуг за счет личного бренда

Предыстория

Если хочешь нанимать сотрудников за минимальную стоимость — будь готов их всему обучать. Именно по такому принципу я решила, что делегирование задач по СММ будет у меня на девочек, которые только окончили курсы или вели пару соцсетей непрофессионально, а я их обучу, как работать над нашими реальными проектами.

Параметры выбора сотрудницы такие:

  • есть необходимое количество времени на работу
  • исполнительная, слышит и понимает задачи
  • если что-то непонятно, задает вопросы
  • на связи, когда это нужно
  • желательно молодая мама, которой хочется интересных задач
  • приятная и легкая в коммуникации
  • есть чувство эстетики, стиля, насмотренность
  • хочет развиваться в СММ

Я искала девочек на авито, и увидела невероятный спрос на такую работу. Вакансия тогда у меня была всего одна, а конкурс получился 1155 человек на 1 место, что меня шокировало, честно говоря:

Мое объявление на авито, где видно 1155 откликов на СММ вакансию.

Мое объявление на авито, где видно 1155 откликов на СММ вакансию.

О том, как я нанимала человека, у меня есть отдельная статья, но главное, что обнаружился невероятно высокий спрос на место, и я заметила такие особенности у соискателей:

  • из 1155 людей при равных шансах до выполнения тестового задания дошли 18 человек
  • выполнили задание 8 человек
  • из них я наняла 2

Получается, что 99% людей, которые писали, что хотят работать, отправляли свои резюме и претендовали на оплачиваемую работу с обучением, а потом сделали это:

  • не связались со мной в телеграм,
  • не отправили ответ на 4 вопроса,
  • не посмотрели зум про задание,
  • не выполнили тестовое задание.

Получается, что лишь 18 человек реально хотели работу и верили в свой шанс ее получить. Они успешно прошли отбор за неделю и 2 получили работу, когда остальные остались продолжать мониторить вакансии и вяло рассылать безликие отклики на вакансии.

Я поняла, что девочки опускают руки в самом начале 

Я поняла, что девочки не стараются найти работу, либо не верят в себя и свои силы, думают, что конкуренция слишком высока и нет шансов. Когда фактически боролись за место не 1155 человек, а в итоге только 18 самых смелых, которые просто не опускали руки и продолжали идти вперед.

Идея запустить школу

Идея пришла во время обучения стажеров, которые учились у меня 2 недели на реальных проектах перед тем, как я их наняла на работу в агентство.

Что было важным в том обучении:

  • в каждом существующем проекте уже был свой метод работы, понятно, что и когда публиковать, ожидаемые результаты и требования
  • не было никакой “воды” и лишних теоретических лекций, поскольку выполнение всех задач сотрудником было очень понятное, прикладное, техническое по инструкции
  • в обучении все задачи со сроками и делами описаны в четких инструкциях, которые я объяснила детально каждому стажеру
  • были даны тестовые задания, чтобы посмотреть, как человек справляется с заданиями
  • оценка заданий была по параметрам, которые были прописаны очень четко в чек-листе, который был в конце каждого задания
  • просмотр статистики и анализ постов, аккаунтов — что дает представление о том, какой контент заходит и популярен, а какой совсем нет и как делать не надо

Такой метод обучения позволил из тысячи откликнувшихся на вакансию СММ соискателей выбрать 2 самых лучших, обучить их тому, как и что делать и нанять на работу.

Сотрудник, который прошел такое обучение умеет вести реальные проекты по уже существующей инструкции. Каждую неделю сотрудник сам фиксирует результаты проделанной работы по каждому аккаунту в специальный документ и анализирует, что было более, а что — менее эффективно, какие есть рекомендации на следующую неделю по контенту.

Почему захотелось сделать из этого онлайн-курс

Мои впечатления от поиска сотрудниц и уже готовая сложившаяся система обучения по понятным инструкциям подкинули мне идею, что было бы круто дать большему количеству девочек умение действительно получать работу на удаленке и уметь делать то, что нужно заказчику.

Моя гипотеза тут — всех лучших можно будет забирать к себе в агентство сотрудниками, школа приносит дополнительный хороший доход, больше девушек будут реально получать работу и жить лучше.

Женщине нужны свои деньги

А еще я однажды работала с благотворительным фондом помощи мамам с детьми, и главная проблема там была в том, что женщины не имеют своего дохода, не умеют зарабатывать и впадают в состояние зависимой жертвы и зачастую — от мужчин, которые могут бить их и преследовать, а уйти от такого не получается.

И, хотя сотрудничество с фондом было у нас преимущественно с маркетинговой стороны, я поняла, что эти женщины и их дети могли бы жить более счастливо и самостоятельно, больше ценить себя и выбирать лучшее будущее для себя и детей, если бы они умели зарабатывать самостоятельно, а я могу им помочь в этом. Каждая женщина сегодня, каждая мама может и должна уметь зарабатывать деньги онлайн даже когда дети совсем мелкие и тебя не берут в офис и на другую работу.

Даже если мужчина полностью обеспечивает, свои собственные деньги и собственные достижения дают обязательную, на мой взгляд, уверенность, чтобы жить спокойно и не попасть в беду.

Сроки сборки школы — запуск за 1 месяц

Казалось, что с появлением идеи — школа будто уже готова!

Такое ощущение, что с появлением идеи все как-то само сложилось — школа уже почти готова: есть материалы для обучения, есть опыт обучения и реальные люди, которые его уже прошли и работают, есть понимание спроса и очевидные ошибки и проблемы, которые я помогаю устранить — и это невероятно полезно и нужно всем. 

Тем более, у меня опыт работы удаленно более 12 лет. Очевидно же, что я знаю, что говорю и это настоящий полезный опыт, который хочет передать бывший фрилансер, а теперь предприниматель со своим агентством.

Так думала я, но оказалось, что я встала на те же грабли, как и многие наши заказчики. 

Ожидание не равно реальность

Я думала, школа будет готова за месяц. Я же сама маркетолог, есть команда, все упакую и заработаю миллионы без лишних действий, легко и быстро.

Вот, что было нужно, как я придумала: 

  • сайт, как у Марка Бартона (он как раз на женскую аудиторию, как моя)
  • реклама на Авито (там же тысячи людей хотят и не умеют получать работу в СММ)
  • мои уже готовые крутые материалы для обучения
  • простая воронка продаж (авито — телеграм бот — покупка на сайте)

Запуск занял целый год!

Я не учла множество вещей и на себе видела, как действую ровно так же, как заказчики моего агентства. Владелец бизнеса часто видит все другим глазами, и вот, что я не учла.

Ошибки, которые стоили мне года — что я не учла в запуске онлайн-курса

Первый промах — отношение к проекту, как к хобби или чему-то прикольному, чем можно заняться в свободное от приоритетных проектов время — это баг мышления.

Из-за этого я не посчитала точку прибыли ДО запуска. И я никогда так не делаю в клиентских проектах, но тут, знаете… это свой проект и было такое чувство, что все уже практически готово! Все легко, не требует никаких усилий, просто месяц повожусь, запущу и посмотрю, что он принесет, считать не буду, я же не потрачу особо времени и сил.

А еще я придумала цены на курс — по наитию. По ощущениям решила, что отдам тысяч за 20, зачем больше, пусть каждая сможет себе позволить. Я же ничего не считала в этом проекте.

Следом меня посетили выгорание, ступор и затяжные паузы в работе — ведь я взяла на себя слишком много ролей. Я оказалась одновременно в роли заказчика школы, ее главного спикера, маркетолога, аналитика, продюсера, копирайтера, рекламщика, программиста, дизайнера, верстальщика и всех остальных.

Это было из-за того, что моя команда слишком медленно выполняла задачи по этому проекту из-за его неприоритетности по сравнению с проектами заказчиков агентства.

Тогда я в свободное время делала своими руками то, что они не успевали, и, честно говоря, дико злилась на некоторые из этих дел, сотрудников и на себя.

А еще я сама из себя вытаскивала смыслы, чтобы упаковать школу, как мы обычно делаем при работе с заказчиками, только тут было трудно и долго самой.

И, на сладенькое, я не учла, что жизнь удивительно непредсказуема, и грустные события выбивают из дела. Так ситуация в личной жизни на ровном месте вычеркнула несколько месяцев из работы по школе.

Что в итоге получилось — из чего состоит онлайн-школа

Запуск школы занял год, а я думала, что справлюсь за месяц. Кейс, как собрана школа добавлен в наши результаты работ.

Вот реальные составляющие школы, они получились немного иными, чем все это казалось будет вначале:

  • воронка продаж:
    • трафик с Яндекс Директа (РСЯ):
      • на сайт:
        • можно получить бесплатные материалы
        • можно купить по спец цене
        • можно пройти в Телеграм-бот
      • в Телеграм-бот:
        • можно получить бесплатные материалы
        • можно купить по спец цене
      • в Таплинк клип-лендинг:
        • можно получить консультацию бесплатно
        • можно пройти в Телеграм-бот
        • можно перейти на сайт
  • воронка продуктов:
    • бесплатные:
      • Инструкция: как получать 500 — 5000 руб в день в SMM без опыта с Kwork
      • Пошаговый план: как начать работать удаленно в SMM без опыта с hh.ru
      • Выбор вакансии: сколько можно получать на удаленке SMM без опыта на Avito
      • Бонус: как распознать заказчиков, с которыми выгоднее не работать
      • Карманный гайд: всё про визы для удаленщиков в 66 стран мира, где можно жить и работать в 2024
    • платные:
      • тариф 1 — без проверки ДЗ
      • тариф 2 — с проверкой ДЗ
      • тариф 3 — с проверкой ДЗ лично автором
  • сайты школы:
    • посадочная страница 1 — с бесплатными материалами
    • посадочная страница 2 — без материалов
    • Курс на платформе Геткурс
      • настроенные уроки
      • настроенная аналитика
  • Телеграм-бот на 363 блока
  • Таплинк клип-лендинг на 6 страниц
  • Рекламная кампания в Яндекс Директ (РСЯ)
    • кампания 1 — на сайт
    • кампания 2 — в Телеграм-бот
    • кампания 3 — в Таплинк
  • Методы аналитики:
    • счетчики Метрики с настроенными целями
      • внутри геткурса
      • на сайте
      • в таплинке

По мере создания школы все время присутствует ощущение, что уже пора запускать и можно стартовать уже через 2 недели максимум, но каждая задача занимает слишком много времени, многие из задач изначально не учтены и всплывают по мере работы по проекту и занимают дополнительное время.

Нужно ли записывать уроки до первой продажи курса

Как маркетолог и предприниматель я железно уверена в 2 вещах при запуске:

  • если не разбогатеешь в таблице Excel — не разбогатеешь вообще (то есть всё должно быть учтено, посчитано).
  • пока нет первой продажи записывать крус бесполезно (поскольку этап маркетинга и продаж может привести к другим формулировкам проблем ЦА и другому подходу, тогда курс, если он заранее был записан чисто по ощущениям, как надо, не будет отвечать реальному запросу ЦА и его придется перезаписывать, то есть делать бессмысленную двойную работу).

Как я бы делала запуск онлайн-школы сегодня

Если бы мне пришла идея создать ту же школу сегодня, я бы действовала так.

Появилась идея, действуй быстро! Я бы протестировала гипотезу быстро пока горю идеей без НАДЕЖД и ВЕРЫ в успех, без перфекционизма, цинично и жирными мазками.

Протестировать гипотезу означает, что нужно получить ответы на вопросы:

  • школа, которую ты хочешь будет ли пользоваться спросом?
  • сколько можно на ней заработать?
  • сколько для этого надо вложить времени и денег?
  • какие понадобятся специалисты для разработки?
  • действительно ли захочется обучать аудиторию, которая кажется подходящей?
  • есть ли готовность расти в выбранной теме или это попытка быстро заработать?

Ответы на эти базовые вопросы — критически важны.

Первым делом — надо разбогатеть в Excel

В таблице я записываю в столбик все возможные дела по созданию школы от распаковки автора курса до создания сайта, чат-ботов и других материалов с нужными фото, видео, текстами, а также затрат на маркетинг и рекламу, а в следующий столбик ставлю суммы, сколько все это может стоить

Дальше справа в столбце добавляю сроки, сколько примерно займет каждое действие. В этой же таблице я считаю, сколько продаж и за какую сумму необходимо сделать, чтобы выйти в ноль и сколько для интересных мне цифр дохода.

Так я получаю первое представление о том, сколько времени и денег понадобится вложить в проект и принимаю решение продолжать или нет.

Шаг 2 теста гипотезы — создать 5 крутых страниц про свое обучение

Я бы сделала в таплинк клип-лендинг на 5-6 страниц и запустила в него рекламу на еще несуществующий курс. В рекламе я бы сформулировала множество разных вариантов предложения курса/интенсива/менторства и закрывала бы людей в бесплатную консультацию.

(Почему именно этот метод — потому что я в реальном проекте протестировала несколько других, а этот сработал лучше всего в моем запуске, поэтому сегодня, делая запуск, я бы сразу начала с этого действия!).

На основе самых эффективно сработавших предложений и картинок я бы собрала первый мини-лендинг курса максимум на 4-5 экранов с интригой, личным подходом и привлечением в консультацию.

Эта часть теста покажет тебе, нужно ли людям то, что ты предлагаешь и что именно нужно из нескольких вариантов формулировок. Без теста — это ВЫДУМАТЬ невозможно. Можно исключительно выдвигать гипотезы и проверять на реальных людях.

Если бы я увидела спрос и уже видела, как можно разбогатеть на этом проекте в табличке с цифрами, я бы приступила к следующему шагу.

Шаг 3 тестинга — снять 50 полезных видео

Я бы записала и выложила в новый отдельный аккаунт инсты и ютуба за 1 месяц 50 видео для рилс/шортс на темы, которые хочу раскрывать у себя в школе. В этом шаге я тестирую свою готовность реально заниматься этим проектом.

Если на этом шаге есть откладывание, саботаж, снижение энергии, прокрастинация и прочее — ты не горишь темой и ее надо менять до момента вспышки вдохновения, радости в глазах и желании действовать, нужно чувство воодушевления.

Сейчас я бы постаралась честно ответить себе на эти вопросы:

  • я горю этой темой?
  • могу бесконечно болтать о том, что я собираюсь говорить на курсе?
  • мне хочется фокусироваться на проблемах и вопросах выбранной аудитории?
  • я хочу расти именно в этом направлении вдолгую?

Если бы я ответила ДА на все эти вопросы, я бы продолжила работу над проектом. Если бы хоть где-то возникло НЕТ, я бы довела тему школы до момента, когда все будет ДА и продолжила бы только после этого.

Итак, снимаем 50 видео и выкладываем. Если не хочешь показывать себя – сделай это с помощью аватара из нейросетей. Если показывать себя не проблема — микрофон и камера в руки, и вперед, даже говорящая голова сработает. Первые видео не обязаны быть шедеврами — ты все еще стартуешь новое для себя дело, важно просто делать шаг вперед!

Результаты постинга покажут мне реакцию аудитории — подписываются ли, нравится ли им то, что я говорю, как это делаю, в какой обстановке, что пишу, сохраняют ли. Я бы постила во все соцсети, где поставила бы позиционирование себя, как автора курса, который запускаю, и не издевалась бы над друзьями, которые подписаны на мой личный аккаунт — они скорее всего не являются моей целевой аудиторией курса.

Я бы увидела, что лучше всего заходит аудитории. Снимала бы больше такого, что срабатывает и избавилась от того, что не заходит. Так начинается сбор моей реальной ЦА под тему, которой я горю и которую задумала топить в массы.

Шаг 4 — сделать первую продажу

Когда у меня есть первые цифры реакций на видео, первые цифры рекламы и понимание, в какую сторону можно двигаться с моей аудиторией, я бы скорректировала цифры в табличке расчетов, снова еще раз оценила точки безубыточности и прибыли и приняла бы решение, мне всё нравится и я хочу в этом расти, либо я саботирую, не горю, сдаюсь и надо снова пройтись по всем шагам тестинга с видоизмененной темой до более близкой мне лично.

Я бы сделала всеми возможными способами несколько первых продаж и поняла бы, сколько стоит клиент.

Например, закрывая людей с рекламы на личную диагностику, разбор, консультацию, вебинар — я получаю доступ к ним лично и могу продать им свое обучение. После первых 2-3 продаж я считаю цифру, сколько стоит привлечение клиента и корректирую табличку до реальных значений.

Если продажа не происходит, нужно перебрать все приходящие в голову инструменты, чтобы она произошла. Я бы не пугалась, если покупка не происходила быстро и сразу, это нормально. Я бы стала анализировать каждый мельчайший момент в сборке воронки продаж школы, аудиторию, каждую цифру конверсий и далее все усиливала бы и улучшала пока не получила бы продажу.

На это нужно было бы терпение, понимание, сколько времени и денег я готова вкладывать в проект пока он не сработает. Может быть я так горю темой, что даже бесплатно могу продолжать вечно? Это, кстати, крутой показатель, в нем есть сила.

Часто в этом месте люди опускают руки — перестают верить в проект. Если так, то тема выбрана тобой не от души. 

Каждый признанный популярный в инфополе эксперт 100% от 3 до 10 лет продолжал записывать контент и работать в публичном пространстве в своей теме и лишь в итоге пришел к признанию и успеху. 

НИКТО не сделал этого даже за год. А если бы у всех все срабатывало предсказуемо и сразу, все были бы миллиардерами, но это не так и туда есть путь через количество попыток.

Возвращаясь к моей школе, если я в восторге от первых шагов и чувствую, что иду в правильном направлении, а цифры в табличке показывают, что я смогу заработать, сколько считаю приятным для себя, я бы стала запускать школу уже более глубоко.

Тогда тесты пройдены — я иду в новый бизнес по сути! Реальность цифрами дает отклик, что я работаю в верном направлении.

Запуск онлайн-школы с нуля — это бизнес стартап!

Фактически я, как маркетолог и предприниматель понимаю, что сделаю как минимум от 5 до 100 “провальных” попыток прежде чем нащупаю то, что сработает для меня, ведь успешный предприниматель — это человек, который перебирает как можно больше вариантов, отметает неработающие и находит, что в итоге сработает.

Только так можно относиться к запуску нового проекта, я считаю, иначе это неадекват, выгорание, расстройство и пребывание в иллюзиях, что чудесно, но не помогает в запуске дела.

Кстати, вот так выглядел первый экран сайта моего онлайн-интенсива.

Первый экран сайта моей школы СММ удаленки — запуск интенсива на 14 дней.

Когда есть первые цифры по школе — что дальше делать?

Онлайн-школа, как мы говорили выше, это не статичная штука, а бизнес, который требует вложения времени и денег.

Когда пройдены все шаги, которые описаны выше, начинается реальность и почти рутинная история управления бизнесом. Именно поэтому важно принять решение, что с выбранной темой мне хорошо, приятно, гармонично.

Итак, что дальше делать:

  • усилить рекламу
  • продать больше
  • провести первое тестовое обучение онлайн в живую
  • собрать кейсы, результаты учеников
  • задавать вопросы ученикам и тем, кто не купил — исследовать их полностью (кастдевить)
  • пустить кейсы и отзывы в рекламу
  • проводить обучение, записывать уроки, которые уже отработаны вживую онлайн, нужны и востребованы, за них платят
  • создавать новые посадочные страницы под рекламу и реальные вопросы аудитории
  • работать над воронкой продаж, продуктами школы
  • усиливать уроки, рекламу, управление

И эти процессы бесконечны — так твоя школа становится не одноразовым всплеском продаж на 2-3 человека, а складывается в работающую систему, растет и развивается.

Дальше ты управляешь своим новым бизнесом, отдаешь маркетинг и рекламу на аутсорс или делегируешь своей команде, развиваешься, зарабатываешь в приятной тебе теме.

Сколько стоит запуск онлайн-школы — мои цифры реального запуска

Я как пиарщик и интернет-маркетлог со стажем 12 лет собрала школу в режиме хобби своими руками и с помощью моей уже существующей команды.

(В арсенале уже были и есть школы заказчиков, которые успешно работают, поэтому захотелось сделать свою тоже и вот, что из этого вышло).

От идеи до реализации — 1 год, сайты, воронки, распакувку и всё остальное делали сами. 

Если заказывать, получилось бы примерно так:

  • аналитика перед запуском онлай-школы 150 000 руб
  • распаковка эксперта 100 000 руб
  • разработка воронки продаж 100 000 руб
  • сайт онлайн-школы под ключ 250 000 руб
  • настройка геткурса 50 000 руб
  • разработка инфо-материалов 75 000 руб
  • разработка Телеграм-бота 75 000 руб
  • настройка рекламы в ЯДиректе 50 000 руб

Итого на запсук онлайн-школы нужно около 850 000 руб плюс бюджет на рекламу. 

Напомню, что при планировании такого проекта, как я говорила раньше, старт всегда с обснования инвестиций и оценки сроков и стоимости, точек безубыточности и плана роста в цифрах, чтобы понимать, стоит ли делать запуск вообще.

Я запустила 4 рекламные кампании на онлайн-интенсив в Яндекс Директе:

1 — РСЯ с кликами на сайт, ее любезно создали менеджеры Яндекса и она показала ХУДШИЕ результаты по стоимости клика. На сайт проходили вяло — клики по 43 руб и CTR 1,61

2 — РСЯ с кликами на сайт, но настроенная мной. Клики по 24 руб, CTR 0,99 — тут трафик уже сильно дешевле. 

3 — РСЯ с кликами в Телеграм-бот показала картину лучше — клики по 11 руб и CTR 1,18 — но после перехода по ссылке подписки в бот шли очень вяло.

4 — РСЯ с кликами в клип-лендинг в Таплинке клики по 19 руб и CTR 0,91. Это лучшая кампания с конверсиями в бесплатную консультацию.

Вся реклама была в РСЯ, клики по умеренной цене, что было бы даже и не важно, если бы были клиенты и продажи, которые допустимы по цене в бизнес модели.

Выбор поисковой рекламы связан с тем, что запуски через блогеров дают непредсказуемый результат на первых этапах. Туда стоит идти в 2-х случаях: когда курс уже имеет продажи и вы настроены расти и расширяться через блогера, либо когда изначально курс создается в плотной связке с блогером под его аудиторию, где он является неотъемлемой частью запуска, автором, спикером, экспертом в обучении.

Что пошло не так

Когда я добилась получения запросов на консультации, я исследовала свою целевую аудторию лучше, мне стали понятнее эти люди и я поняла, что ужасно ошиблась.

Моя идея была в том, что я могу и хочу научить девочек, которые хотят начать работать удаленно в СММ без опыта и ищут варианты, как это сделать. Ранее при найме сторудниц в свою компанию я уже говорила со многими из таких и мне казалось, что я их отлично поняла, но я не заметила, что ко мне дошли только те, кто уже ХОТЬ ЧТО-ТО УМЕЛ делать и ВЕРИЛ, допускал вероятность, что могли бы получить работу.

А по рекламе ко мне пришли девочки, которые совсем ничего не умеют и не верят в успех. Они отвечали на мои вопросы в анкете, поэтому я смогла изучить их лучше.

Оказалось, что из всех запросов на личную консультацию с автором круса, до реального разговор дошло НОЛЬ девочек. После длинной воронки, где они многое посмотрели и прочитали, а затем заполнили анкету и записались на живой созвон — лишь пара человек вышла на переписку в указанном удобном им мессенджере и ноль людей на разговор.

Консультация была заявлена, как первая помощь по поиску удаленки, чтобя я просто пообщалась с яеловеком, задавая вопросы, меня тоже можно было бы спрашивать, а дальше — я бы дала рекомендации, что лучше всего делать конкретному человеку, чтобы получить желаемую удаленку.

НО… со мной на консультацию после отправки запросов рельно никто не вышел.

Вот мои гепотезы, почему девочки не дошли на консультацию:

  1. НЕ ПОВЕРИЛИ, что с ними готов общаться автор курса лично
  2. не поверили, что это может быть легко, бесплатно и полезно
  3. не хотели, чтобы им что-то продавали
  4. испугались, что вопросов нет и не о чем говорить, ведь у них ни опыта, ничего

Вспоминая мой опыт найма сотрудниц, где из 1155 лишь 18 человек выполнили задание, я поняла, что проблема девочек оказалась намного глубже, чем казалось.

Проблема целевой аудитории была определена неверно

Похоже, что девочки, которые совсем не имеют опыта и навыков работы онлайн в СММ — не готовы действовать. Им действительно хочется, но намерение действовать и добиваться желаемого по той или иной причине остутствует.

Поэтому для запуска школы нужно менять ЦА с тех, кто совсем ничего не умеет на тех, кто уже работает в найме или фрилансером и хочет расти.

У этой новой целевой аудитории больше денег для оплаты интенесива, они уже имеют факт достижений, смогли стартонуть и теперь хотят зарабатывать больше, а я могу им помочь.

Что делать дальше — новая гипотеза для онлайн-школы

Как видно, моя собственная затея запуска онлайн-школы, из-за того, что я относилась к ней, как к хобби, пошла немного по кривой дорожке.

Из плюсов, я намеренно не стартовала с записи уроков=).

Тесты моя школа прошла не полностью успешно, то есть цифры показали, что спрос есть, а готовности действовать у этой аудитории нет. 

При полученных мной цифрах стоимость привлечения клиента слишком высока при выбранной мной бизнес-модели. Значит, запуск, если хочется, можно продолжать только с новой гипотезой по целевой аудитории, и ее я как раз описала выше. 

Дальше я иду к пнкту 1 тестинга запуска онлайн-школы и прохожу все шаги заново. Отметая то, что не работает, мы прближаемся к варианту, который в иоге получится. Главное, считать цифры времени и денег и понимать, когда и во что имеет смысл и хочется вкладываться.

Что касается меня, то запуск меня порадовал тем, что я изнутри посмотрела, как чувствует себя заказчик, эксперт, автор курса, какое ему может быть свойственно мышление, какие уловки есть и заблуждения, где возникает ступор и прокрастинация — мы все люди, и у нас так много общего в одних и тех же моментах.

Я рада, что буду менять ЦА и подумаю, нужна ли мне школа в таком формате. Возможно, в моем случае, я семню фокус на работу исключительно с предпринимателями и фрилансерами, а также другими экспертами, которые сильно рвутся действовать, горят тем, что делают и уже имеют в этом классный опыт.

Таких людей я лучше понимаю и готова с ними работать бесконечно.

Сейчас я вижу, что именно так надо выбирать ЦА, если ты хочешь быть спикером и автором обучения — обращаться к тем, с кем ты кайфуешь работать в своей экспертной тематике, где тебе классно. У меня это продажа услуг компании или эксперта из любй точки мира через современный интернет-маркетинг и прокачку личного бренда предпринимателя.

Сначала узнай, что им надо — 100% необходимо провести кастдев

Что я больше не буду делать, это повторять свои прошлые промахи. Что буду делать — каждую гипотезу буду сначала отрабатывать кастдевами. 

Я, честно говоря, всех 1000 людей, откликнувшихся на мою вакансию на авито, я могла опросить и узнать, нужен ли им интенсив в таком формате и за такие деньги, как я придумала. И, самое главное — могла бы их исследовать лучше, задавать вопросы, что их беспокоит, что им нужно и вычислила бы их проблему и дала бы подходящее решение, либо приняла бы решение, что с этой аудиторией мне не по пути.

ПОЧЕМУ я не сделала кастдев, хотя с самого начала знала, что надо было?

Знаешь, бывает, что с важным тебе человеком назревает разговор, которого ты не хочешь. И ты делаешь все, что угодно, только бы ни начинать этот разговор. Тут то же самое. Я чувствую, что мне хотелось воплотить свою фантаию. свою идею ровно так, как мне хочется и видится. И я также внутренне понимала, что если я начну исследовать лучше девочек, которые откликнулись на вакансию, мне придется делать что-то другое под них.

И тут я вижу 2 важных КРАСНЫХ ФЛАЖКА, на которые советую всем обратить внимание.

Это уловки мышления, ведь в действительности саботаж очевидно необходимого действия и кастдев не был проведен:

  • чтобы остаться в своих иллюзиях и сделать все, как я уже придумала и хочу,
  • чтобы не погружаться в проблемы этой аудитории, потому что они от меня уже достаточно далеки и возвращаться в них не хочется.

Честно и открыто. Если бы я отнеслась к запуску школы серьезнее, чем к факультативному занятию или хобби, то на этапе кастдева я, скорее всего, встретила бы сильнейшее сопротивление работать с этой ЦА и выбрала бы тему обучения ближе к моей сегодняшней жизни интересам, чем мое начало 12 лет назад, это слишком далеко.

Вывод, в любом саботаже найди ответ, чему ты сопротивляешься — это позволит тебе действовать более точно в ту сторону, где тебе легко, интересно, много энергии и, как следствие, твоего фокуса и денег.

Резюмирую свой опыт по созданию школы как автор и заказчик

Надеюсь, теперь ты видишь свой путь в создании своей онлайн-школы намного более детально и тебе помог мой опыт.

Оказалось, что взгляд изнутри, как создателя школы, невероятно важен для запуска других экспертов. И, хотя у моей компании есть сильные кейсы с миллионными запусками, этот свой опыт невероятно отличается, поскольку опробован на собственной шкуре. Теперь я глубоко понимаю баги мышления, хотелки и опасения авторов.

Будь смелее, дерзай, и у тебя все получится!

Когда тебе захочется поговорить о своем проекте, задать волнующие тебя вопросы или получить помощь с разработкой, расчетом или любыми действиями в этом направлении — действуй, запишись на WhatsApp консультацию.

Ирина Власова

Сооснователь агентства Lio Digital Marketing Agency.

Как я создала онлайн-школу СММ удаленки — честная история запуска